Проблемы озера
Светлояр имеет большое рекреационное значение. Он привлекает множество туристов и любителей природы: ежегодно озеро посещают тысячи и тысячи людей. Но популярность имеет и обратную сторону. Берегам святого озера грозит вытаптывание и другие нежелательные последствия антропогенной нагрузки.
Недавно построенная насыпная асфальтовая дорога как глухая дамба перекрыла сток из Светлояра в Люнду через северо-восточный ручей. В результате необдуманного нарушения режима стока могут измениться гидрологический и гидрохимический режимы уникального озера, что приведет к самым неожиданным последствиям. Ботаники уже отметили смену прибрежной растительности на этом участке с луговой на болотную, а это свидетельствует о том, что сток замедлился, началось подтопление и заболачивание в северо-восточной части озера.
В последние годы начала усыхать древесная растительность на сфагновом болотце, что связано с его перетоплением. После замены части дороги навесным мостом необходимо восстановить и сам сток из озера. Эти, казалось бы, малые проблемы уникального озера могут обернуться непоправимой бедой.
Неоднозначна реакция и Русской Православной Церкви. Вот
выдержка из статьи Д. Угрюмова, представителя Нижегородской епархии:
«….Из бесед с
православными жителями села Владимирского и из разговора с
настоятелем Владимирской церкви отцом Евгением Горбуновым я понял,
что престол Казанского храма-часовни на озере Светлояр до сих пор не
освящен еще и потому, что у многих "заезжих" отношение к озеру
отнюдь не благоговейное.
Конечно, во
многом именно усилиями этих самых "заезжих", пытающихся стать на
Светлояре "своими", организуются всякого рода шумные конференции,
языческие игрища и странные "шествия со свечами" вокруг озера под
"колокольный звон" - фонограмму.
Испокон веков у
берегов Светлояра отирались "религиозные проходимцы" всех мастей:
раскольники, сектанты, чернокнижники, доморощенные философы... Но
если в прежние времена они не пытались представлять себя
нераздельной частью Русской Православной Церкви, то нынешние
"вольнодумцы" пытаются нажить на этом немалый авторитет и уважение
общества.
Есть в селе
Владимирском детский центр "Китеж", где, как пишут в рекламных
буклетах для туристов, "вам расскажут всю светлоярскую историю".
Только, увы, расскажут вам эту историю в виде искусно
замаскированных под православие "эзотерических рериховских сказок".
Если же вы войдете в этнографический музей, то раньше других
экспонатов увидите знамя Рерихов рядом с весьма своеобразным
изображением, якобы, прп. Сергия Радонежского. Возникает вопрос:
какое отношение имеет знамя Рерихов к Светлояру и прп. Сергию?
Более того, в
детском центре "Китеж" у входа висит стенд, где через так называемый
"эффект Кирлиан" детям открыто пропагандируют идеи Агни-йоги. А ведь
центр "Китеж" - это не рериховская школа, это учреждение отдела
образования местной администрации. Значит, православным религиозная
пропаганда в образовательных учреждениях запрещена, а рериховцам -
разрешена? Где же здесь соблюдение конституционного права граждан на
свободу вероисповедания?!
То, что для
многих Светлояр и легенда о граде Китеже - это лишь удобное средство
маскировки своих оккультных взглядов под православные, отчетливо
понимаешь, посетив выставку "Китеж - сон Пророка". Кстати, проходила
она в музее "Китеж", который, подобно детскому центру, подчинен
отделу культуры местной администрации.
"Китежане"-рериховцы
любят везде и много говорить о том, что они делают для Светлояра. Но
разве их ночные языческие игрища с голыми людьми и вытоптанной
травой вокруг - это благоговейное отношение к озеру?
Отец Евгений
жалуется: "Наверное, придется ставить вокруг Казанской часовни
ограду! Иначе на ее стенах так и будут всякие непотребные
бумажки-объявления появляться".
Согласно народным
преданиям, вода в озере будет чистой, пока к нему не перестанут
относиться с благоговением. В последнее время озеро начало
зарастать. Не оттого ли, что мы не знаем, чего нам надо:
православной веры, языческих игрищ или дешевых чудес?».
Неповторимое творение природы может навсегда потерять те черты, которые сделали его общенациональным достоянием.