Святое озеро Земли Русской
Михаил Михайлович Пришвин, готовясь к поездке на Светлояр, писал так: «Я думаю о том неизвестном мне заволжском крае, куда мне предстоит ехать летом. Это решено, я туда еду. Пусть все там изучено, пусть все известно, но я-то почти ничего не знаю И меня почти никто не знает на свете. Я оторву кусочек большого таинственного мира и расскажу другим людям по-своему».
«Познакомившись с чудесным озерком, я после этого не раз приходил к нему с палкой в руках и котомкой за плечами, чтобы, смешавшись с толпой, смотреть, слушать и ловить живую струю народной поэзии среди пестрого мелькания и шума».
А это уже строки Владимира Галактионовича Короленко.
Что же происходило на берегах озера, к которому стремились писатели, художники, поэты?
На берегу Светлояра шумела ярмарка. Продавался нехитрый крестьянский товар. За рядами палаток были установлены столы с самоварами. Пьяные на озере были редкостью.
Выше ярмарки, на горах, стояла часовня Вокруг нее и шла пря. Споры о вере.
Берега озера были приютом свободомыслия. По всем дорогам и тропам шли сюда люди разных вер: раскольники, сектанты, чернокнижники, старообрядцы, доморощенные философы, толстовцы. Шли с тяжелыми книгами. Шли на молитву и великий спор. О чем говорили? Да о вере — чья вера ближе к истине.
Приезжавших наблюдателей поражал один из творимых здесь ритуалов. После усердных молитв и поклонов надо было три раза оползти озеро. Говорят, что так поступали женщины в годы Великой Отечественной войны, вымаливая у Бога жизнь своим мужьям, сыновьям, братьям.
Для православных
озеро Светлояр - это, прежде всего, место паломничества, к которому
следует относиться благоговейно. Особый день на Светлояре - 6 июля
(23 июня по старому стилю) - праздник Владимирской иконы Божией
Матери. В селе Владимирском, что стоит недалеко от озера, 6 июля -
престольный праздник. Съезжается много народу. Крестным ходом идут
верующие от Владимирской церкви (по имени храма, что стоит в селе с
1766 года, оно и названо Владимирским) до часовни во имя Казанской
иконы Божией Матери, выстроенной на "горах" на берегу озера, и там
служится молебен.
Храм-часовня
выстроен на берегу Светлояра в конце ХХ - начале XXI века. Правда,
престол храма пока еще не освящен. Примерно такая же судьба и у
церкви Николая Чудотворца в селе Владимирском. С 1915 года во
Владимирском начали строить каменную церковь, но достроить ее не
успели. Долгое время каменный остов храма использовался под склады.
Сейчас здание храма Николая Чудотворца передано Нижегородской
епархии.
В ночь же после праздника почитания иконы Владимирской Божьей матери молодежь, приехавшая на озеро почитай что со всей страны, устраивает купальские игрища
Когда-то, это еще до града Китежа, было на горах языческое капище. Сюда древние люди молиться приходили богам своим А самый главный бог был Ярило В честь него и озеро названо — Светлый Яр
Предки твердо верили, что ночь эта волшебная В купальскую ночь гадали Девицы бросали в воду венки Если пара венков сомкнется — от свадьбы не уйти
На горах и в полях собирались на шабаш ведьмы Их огнем отгоняли. Огонь и вода на Ивана Купалу считались великой очистительной силой
Что же происходило на Светлояре, скажем, в начале этого века. Вот как описывает очевидец купальскую ночь на озере:
«Один из старых заветов, предъявляемых на Светлояре к «люям древляго благочестия» рекомендует им оригинальный прием для того, чтобы войти в сношение с невидимым градом Китежем, живущим на дне озера Они должны прилепить к щепочкам зажженные восковые свечи и пустить их на озеро. В Китеже-де заметят эту иллюминацию и «возрадуются зело», что правоверные на земле сохранились и не забыли китежан». И плывут по Светлояру огоньки Их сотни… А у костра уже разгораются игрища Короткая летняя ночь отступает, и рассвет встречают песнями.